Как не попасть на обман при заказе перевозки
Предпосылки
Разбираем очередные случаи мошенничества в логистике. Несмотря на то, что об этом разве что только на заборе не написано, что на рынке системно действуют мошенники и необходимо перед заключением договора выполнять формльные проверки добропорядочности контранта, мы на своей практике продолжаем получать обращения от потенциальных клиентов, обманутых недобросовестными "гражданами", в том числе и от лица нашей компании, а мы дорожим своей репутацией.
Механизм обмана
С точки зрения законодательства, да и на бытовом уровне всем понятно - договор между сторонами заключается при достижении договоренности об условиях сделки, ну а формальным подтверждением заключенного договора является перечисление денежных средств от покупателя поставщику услуг, на основании выставленного счета. С физическими лицами и индивидуальными предпринимателями все выглядит еще проще - договорились по телефону о цене, перевели деньги через сбербанк- онлайн (Сбербанк глобально упростил проведение расчетов между всеми участниками рынка), и дальше ждем исполнения обязательств от поставщика услуг. После получения аванса поставщик исчезает со связи, преступление совершено и покупатель в полной истерике и растерянности.
Где и как находят мошенники своих клиентов.
В основном мошенники своих жертв находят на сайтах бесплатных объявлений оказания услуг, региональных информационных порталах. В 100% случаях потенциальные жертвы сами дают объявление о необходимости оказания услуги, и как правило такие люди ожидают оказания услуги по максимально низкой цене, при этом они не склонны к анализу альтернативных предложений. Мошенники знают психологию жертвы и понимают, что если человек не стал себя утруждать составлением требований к перевозке, рассылкой этих требований потенциальным исполнителям и последующим сбором предложений с их анализом, то вот она, идеальная жертва, она уже ждет звонка и готова получать любую информацию, касающуюся размещенного объявления. Это ключевой момент, так устанавливается контакт с клиентом.
На что ведутся клиенты - жертвы.
Как мы сказали выше - на низкую стоимость услуг. Мошенники заявляют стоимость услуг ниже реальной в 1,5 -3 раза, и преодолевают психологический барьр - услышав стоимость 15 тысяч вместо 45 тысяч, жертва почти не раздумывая соглашается на сделку. Мошенники просят предоплату 50 - 100%, и клиенты с легкостью переводят деньги, не проверяя, кому реально осуществляется платеж. Интересно, знают ли жертвы, которых уже обманули поговорку - скупой платит дважды, наверняка да, но мы же не хотим учиться на чужих ошибках, нужно попробывать самим;)
Как избежать обмана в логистике
Очень просто - когда на вас вышли с предложением оказать услугу по вашему объявлению, не поленитесь найти официальный сайт компании, от лица которой пришло предложение, и сделать контрольный звонок на телефоны или написать на е-майлы, размещенные на сайте, с уточнением какой-либо информации по предложению. Это займет не больше 1-й минуты, но в последующем сохранит для вас многие часы и ваши деньги.
В случае, если у компании нет сайта, это уже должно настораживать, спрашивайте у потенциального контрагента ИНН, проверяйте по базе налоговой - информация в свободном доступе, находите собственника (ов), дальше выходите на них и убеждайтесь в законности предлагаемой сделки.
Если же вам предлагают услуги совсем от частного лица - не ограничивайтесь перепиской в WhatsApp или телефонными звонками/смс-ками, предложите встретиться если контрагент в том же городе или связаться по скайп или whatsapp по видео-каналу, что бы увидеть лицо собеседника, сделайте скриншоты с лицом собеседника. Мошенники в 99% случаев на видео связь выходить не будут, придумывая различные отговорки.
С уважением и заботой,
дружный коллектив ВЛТК